Тема урока: «Б е з о п а с н ы й ц и ф р о в о й с ё р ф и н г в с е т и И н т е р н е т »
Тема урока: «Б е з о п а с н ы й ц и ф р о в о й с ё р ф и н г в с е т и И н т е р н е т »
Цель: знакомство с правилами безопасной работы в сети Интернет. Задачи: изучить
информированность пользователей о безопасной работе в сети Интернет; познакомить
с правилами безопасной работы в Интернете; учить ориентироваться в
информационном пространстве; способствовать ответственному использованию online-
технологий; формировать информационную культуру учащихся; умение самостоятельно
находить нужную информацию пользуясь web-ресурсами; развивать критическое
мышление; воспитывать дисциплинированность при работе в сети. Учащиеся должны
знать: перечень информационных услуг сети Интернет; опасности глобальной
компьютерной сети. Учащиеся должны уметь: работать с Web-браузером; пользоваться
информационными ресурсами; искать информацию в сети Интернет; ответственно
относиться к использованию online-технологий. Формирование УУД Личностные
действия: Совершенствование информационной культуры; Соблюдение норм
сетевого этикета. Регулятивные действия: Планирование работы в сети Интернет в
соответствии с санитарными нормами; Оптимизация работы в сети Интернет;
Оценка эффективности работы в сети Интернет. Познавательные действия: Изучение
способов защиты ПК; Изучение безопасной работы в сети Интернет.
Коммуникативные действия: Безопасное общение в сети Интернет. Тип урока: урок
изучения нового материала Методы и формы обучения: словесный (дискуссия,
рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый,
проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен
мнениями, информацией). Программно-дидактическое обеспечение: презентация
«Безопасный Интернет.pptx», видеофайлы «Дети и Интернет.flv» Используемая
литература:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е
изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
учебник для 11 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2008. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М. П.
Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005.
Этапы урока: 1. Организация начала урока. Постановка цели урока (3 мин). Просмотр
видеоролика. Постановка темы и главного вопроса урока. 2. Изучение нового материала
(18 мин). Дискуссия в группе. Теоретическое освещение вопроса (сообщения учащихся).
Знакомство с результатами анкетирования. 3. Практическая работа (7 мин). Поиск
информации в сети Интернет. Дискуссия по найденному материалу. 4. Закрепление
изученного материала (12 мин). Рекомендации по правилам безопасной работы.
Тестирование. 5. Подведение итогов урока (5 мин). Оценка работы группы. Информация
о домашнем задании. Ход урока 1. Организация начала урока. Постановка цели урока (3
мин). Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило
границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность доступа
практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём
мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру.
И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И не когда-то, а прямо сейчас.
- Внимание, видеоролик! (Просмотр видеоролика «Дети и Интернет» – 1 мин.) - Как вы
думаете какова тема нашего урока? Тема нашего урока - «Безопасный Интернет».
Давайте сформулируем цели урока? Главный вопрос урока: Как сделать работу в сети
безопасной? 2. Изучение нового материала (18 мин). Игра «За или против» (5 мин.). Для
начала, предлагаю поиграть в игру «За или против». Вы увидите несколько высказываний.
Попробуйте привести аргументы, отражающие противоположную точку зрения.
1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это
хорошо! 2. Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо! 3.
Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение
виртуальному. 4. Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее
популярный вид жульничества в Интернете. 5. В Интернете можно узнать сведения о
человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И
это хорошо! Виртуальные грабли (8 мин.) - Какие опасности подстерегают нас? Какие
виртуальные грабли лежат у нас на пути? Вам пришли письма, в которых говорится об
интернет опасностях, давайте познакомимся с ними. («Интернет-зависимость»,
«Вредоносные и нежелательные программы», «Онлайновое пиратство»). Учащиеся
знакомятся с содержимым писем и отвечают на вопросы Физ. минутка «Собери
рукопожатия» (2 мин.). Участникам предлагается в течении 10 секунд пожать руки как
можно большего числа других людей. Обсуждение. - Кому сколько человек удалось
поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Чем он был вызван?
Аналогия с работой в Интернет. Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем
незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них
ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника
или рукопожатия? Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока! – «Как сделать
работу в сети безопасной?» 3. Практическая работа (7 мин.). Сейчас я предлагаю вам
ответить на вопросы, посмотрите на экран. - Что можно? Что нельзя? К чему надо
относиться осторожно? Давайте посмотрим, что об этом можно прочитать на web-
страницах и попробуем сформулировать правила безопасной работы. Сейчас вы
разделитесь на группы по 2 человека. - У вас на столах лежат карточки, которые вы
заполните в ходе работы в них вы должны написать что можно, что нельзя делать в
интернете! Познакомьтесь с информацией ресурса и сформулируйте правила безопасной
работы в сети. МОЖНО! НЕЛЬЗЯ!
Резюмируем (обсуждение найденной информации). Какие правила безопасной работы
вы выбрали, посещая web-сайты? 4. Закрепление изученного материала (12 мин.). - Я
тоже для вас приготовила несколько советов. Интернет – это новая среда взаимодействия
людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные
людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации,
используя хорошо известные образы. Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу
задом! Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда
обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и
научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих
фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо
бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет общение будет приносить пользу. Не
пей из колодца! Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи.
Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит
отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его,
переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций, а ваш
компьютер – от вредоносного программного обеспечения. Волку дверь не открывайте! У
интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь –
не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или
не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям. Тестирование (10
мин). Проведем небольшое тестирование. Какие действия вы предпримите в
предложенных ситуациях. Работа с тестом «Смайлик» Результаты - в России были
проведены опросы среди учащихся школ по вопросам использования Интернета.
Посмотрим, что получилось Какие выводы мы можем сделать? 5. Подведение итогов
урока (5 мин.). Я рад, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета.
Спасибо за активное участие (оценка работы группы)