Отдых детей и их оздоровление

Пояснительная записка.

       Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках и передвижных палаточных лагерях.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ «Кокоринская СОШ» организуется передвижной палаточный лагерь «Агару jер». Предполагается за одну смену оздоровить порядка 10 обучающихся. Возраст детей от 12 до 15 лет. Продолжительность смены 7 дней. Планируется, что летний передвижной палаточный лагерь будут посещать дети из семей малообеспеченных, многодетных, дети-сироты и активисты.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Автор программы и руководитель программы: заместитель директора по воспитательной работе Кундиянова Т.Н.

Адрес: Кош-Агачский район

           Село Кокоря

           Улица Зайсана-Очурдяпа,15

Форма реализации программы палаточный лагерь при школе

Сроки реализации программы с 1.07.2019 г по 07.07.19г

Место реализации программы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кокоринская средняя общеобразовательная школа».

Основания для разработки программы

-закон РФ “Об образовании”;

- конвенция о правах ребенка;

-приказ Управления образования «Об организации летних оздоровительных лагерей» и в целях совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;

Ожидаемые результаты реализации Программы

- оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;

- улучшение социально-психологического климата летнего передвижного палаточного лагеря «Агару jер»;

-экскурсии по культурным и природным достопримечательностям нашей республики, в условиях палаточного городка.

Общее количество участников Программы - 13

При написании программы МКОУ «Кокоринская СОШ» руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

·        Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

·        Принцип творческого отношения к делу;

·        Принцип добровольности участия в делах;

·        Принцип учета возрастных особенностей детей;

·        Принцип доступности выбранных форм работы.

      Очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир и показать свои спортивные, интеллектуальные умения, никого из детей не оставило равнодушным.

       Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей.

Цели и задачи программы.

Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи программы:

Ø Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.

1.     Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

2.     Организация совместной деятельности детей и взрослых.

3.     Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.

4.     Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

Содержание и формы реализации программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Агару jер». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.

              В течение смены планируется реализация программы по блокам:

·       Организационный;

·       Интеллектуальный;

·       Спортивно-оздоровительный;

·       Творческий;

·       Экологический.

·       Туристический

Формы работы:

*    Трудовой десант

*    КВН

*    Викторины

*    Конкурсы

*    Концерт

*    Игры

*    Беседы

*    КТД

*    Соревнования

*    Выставки работ

*      Инсценирование сказок

Структура управления

Начальник лагерной смены.

Воспитатели.

Дети.

Задача организация плановой работы палаточного лагеря. Каждый день анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегию участия в деле организуют начальник и воспитатели.

Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце передвижного палаточного лагеря будет проводиться конкурс вахтовых журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты того или другого отряда.

Законы:

Ø Закон точного времени.

Ø Закон доброты.

Ø Закон порядочности.

Ø Закон дружбы.

Ø Закон безопасности.

Ø Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Ø Лагерь «Агару jер» – одна семья.

Ø Один за всех и все за одного.

Ø Порядок, прежде всего.

Ø Каждое дело вместе

Ø Все делай творчески, а иначе зачем?

Ø Даже если трудно, доведи дело до конца.

Ø Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Воспитателями разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. По итогам победители получают призы и награды.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

·        Чёткое представление целей и постановка задач.

·        Конкретное планирование деятельности.

·        Кадровое обеспечение программы.

·        Методическое обеспечение программы.

·        Материально-техническое обеспечение.

            Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

1.     Заместитель директора по воспитательной работе

2.     Педагог-психолог;

3.     преподаватель по ОБЖ и физкультуры;

4.     педагоги;

5.     педагог - библиотекарь;

6.     Музыкальный руководитель;

7.     Медработник школы.

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагеря проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Воспитатели участвуют в работе, а также занимаются организацией отрядной жизни.

Методическое обеспечение.

1.     Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2.     Должностные инструкции всех участников процесса.

3.     Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

4.     Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5.     Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

·        Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

·        Организация различных видов деятельности.

·        Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

·        Создание ситуации успеха.

·        Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

·        Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

·        Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

·        Материалы для оформления и творчества детей.

·        Наличие канцелярских принадлежностей.

·        Аудиоматериалы и видеотехника.

·        Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности

программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашли свое место с удовольствием к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

*    Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

*    Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

*    Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

*    Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты

программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего передвижного лагеря, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.




                                       



Управление образования администрации МО «Кош-Агачский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кокоринская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Глава администрации МО «Кош-Агачский район»

__________ С.М.Кыдырбаев

«___»__________ 2019г.

Согласовано

Начальник Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район»

__________ А.А. Акимеев

«___»__________ 2019г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Кокоринская СОШ»

_________ А.В.Майхиев

«___»__________ 2019г.

Программа

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Островок народных традиций»

(программа для детей от 6-12 лет)

 

Сроки реализации: с 03.06.2019г. по 24.06.2019г.

                                                                                             

            

Автор программы: Кундиянова Татьяна Николаевна – заместитель директора по ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому школьный лагерь с дневным пребыванием является для детей уникальной возможностью с пользой провести время в период каникул.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цель программы -

Создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций, сохранения культурно-исторического наследия и роли народных традиций.

Задачи: Содействовать укреплению здоровья ребенка, полноценному физическому и психическому развитию, привитию навыков здорового образа жизни

Способствовать:

- приобщению ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления.

-формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

-формированию у школьников навыков общения и толерантности.

- развитию интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям;

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере будут отдыхать 50 обучающихся. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7 –12 лет.

Концепция программы

Время, человек, его помыслы, мечты, надежды – все обращено к будущему. Опережая в мыслях сегодняшний день, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций.

   Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Есть память песен, есть память цвета на флаге, есть память ухоженного или заброшенного памятника. Память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. А оставили они нам несметные богатства: народные песни, частушки, сказки, бывальщины, пословицы, поговорки, добрые алтайские юрты с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами алтайского быта, одним словом музыкальный, поэтический, изобразительный фольклор.

Сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту другим! Но для всего этого необходимо быть еще человеком с развитыми чувствами, с развитой душой, отзывчивым сердцем. Ибо только душа дает человеку и вдохновение, и право наслаждаться, испытывать радость от встречи с прекрасным, помогает постичь науку добра. Без великой работы души самое главное не войдет в тебя, не станет частью тебя самого. Школьные каникулы – время «погружения» в память прошлого. Именно в дни каникул можно и должно совершить «экскурсию» в прошлое родного края, республики и отчего дома, вспомнить то, что забывать нельзя.

В связи с этим нами было принято решение строить работу лагеря на основе знакомства детей с народными традициями.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.

Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного села, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре. А вместе с тем предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи.

Содержание деятельности и механизм реализации.

Механизм реализации программы

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный этап Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

апрель - май

Заместитель директора по ВР

Начальник лагеря,

воспитатели

Учителя начальных классов,

Классные руководители

2

Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Островок народных традиций» знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

июнь

Начальник лагеря

Воспитатели лагеря

3

Основной этап.

Реализация основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в себе, в окружающем мире;
  • помогают в проведении мероприятий;
  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
  • развивают способность доверять себе и другим;
  • укрепляют свое здоровье.
  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок, выставку рисунков.

июнь

Начальник лагеря,

Воспитатели

4

Заключительный этап

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Июнь

Начальник лагеря,

Воспитатели

Принципы реализации программы:

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
  7. Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

Основными методами организации деятельности являются:

  • метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Основное содержание программы

Реализация целей и задач смены по программе «Островок народных традиций» осуществляется по нескольким направлениям:

  • Спортивно – оздоровительная работа;
  • Гражданско – патриотическое и нравственное воспитание;
  • Художественно – эстетическое развитие детей;
  • Досугово – развлекательное;
  • Экологическое;

Участники смены являются жителями «Островка народных традиций». Каждый отряд – это «алтайская юрта» острова, со своими традициями, законами и правилами, но в тоже время придерживается правил, законов, традиций острова. Каждая юрта имеет своё убранство. Каждый житель «алтайской юрты» это члены одной семьи. У каждого жителя «алтайской юрты» есть свои обязанности.

Система личностного роста

Вся работа лагеря по программе «Островок народных традиций» направлена на формирование и развитие качеств, способствующих личностному росту.

В лагере разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать мини-значки с эмблемой лагеря за активное участие в жизни отряда - «алтайской юрты» и всего лагеря «Островка народных традиций».

Полученные значки каждый ребенок размещает на доске достижений, которая обязательно строится в каждом отряде.

 Механизмом оценки получения личного результата является  поощрение подарками по количеству заработанных значков.  Результаты оглашаются на ежедневной итоговой линейке.

Необходимым условие для успешного преодоления маршрута лагерной смены является выполнение главной Заповеди – «Островок – одна семья» и всех Законов.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Жизнь «Островка» организована в соответствии с режимом дня: CRCTR328

8.30-9.00        Сбор детей. Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9.00-9.15        Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

9.15-9.45        Завтрак

FD00403_        Всем за стол! Узнать пора,

PE02278_        Чем богаты повара!

                                               

10.00-12.00    Отрядные, лагерные дела

                          

Кто куда: кто в поход,

                                   Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

                                    И в бассейне искупайся.

12.00-13.00     Занятия по интересам

PE02282_Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

                                    Все занятия хороши!

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

13.00-13.30      Обед

BD08911_          Но у всех, смешливых даже,

       За столом серьезный вид.

        За обедом виден сразу аппетит.

13.45-14.30            Коммуникативные , подвижные игры на свежем воздухе .

       

ABCKIDS14.30                 Уход домой.

                                  А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

                                    Завтра снова мы придем

План воспитательной работы пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»

при МКОУ «Кокоринская СОШ»

 

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День первый

«Открытие лагеря»

 

1.                  Торжественная линейка «Открытие лагерной смены»

2.                  Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» (рассказы детей о себе, создание отрядов)

3.                  Медосмотр «Мой рост, мой вес»

4.                  Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены, инструктаж по ПДД , правилам противопожарной безопасности.

5.                  Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!»

6.                    Игры, конкурсы «Ярмарка идей»

День второй

День «Мастеров»

 

1.                  Распределение обязанностей в отрядах, оформление отрядной газеты, выбор названия, девиза, отрядной речевки, эмблемы.

2.                  Беседа «Осторожно огонь »

3.                  Подвижные игры на воздухе

4.                  Подготовка к открытию лагеря (творческие номера)

5.Конкурс отрядных эмблем, речёвок, песен.

6. Работа с текстом

День третий

«День русского языка »

1.      Минутка здоровья. Закаливание

2.      Викторины по сказкам А.С.Пушкина

3. Работа с текстом

4. Шахматно-шашечный турнир.

5. Игра «Зов джунглей»

6. Просмотр сказок Пушкина

7. Летопись добрых дел

День   четвертый

«День талантов»

1.                  Минутка здоровья ««Профилактика чумы и клещевого энцефалита» (сочинения, рисунки, плакаты)

2.                 190 –летие русского писателя Л.Н. Толстого, 135-летие А.Н. Толстой

3.                  Экскурсия в школьную библиотеку

4.                  Работа с текстом

5.                  Подвижные игры на воздухе

6.                  « Битва Титанов» (спортивная программа)

7.                  Конкурс «Раз картинка, два картинка» (Соревнование по собиранию пазлов)

День пятый

«День художников»

 

1.                  Минутка здоровья   « Вредные привычки»

2.                  Конкурс стенгазет    «Твори добро»

3.      205 –летие русского писателя Ф.И. Тютчев

4.      Работа с текстом

5.      Конкурс «Я составлю ваш портрет»

6.      Игры «Тутти-фрути», «Назовись»

7.      Викторина «Эрудит»

День   шестой

День « Спасайкина»

 

1.      Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая   помощь при ожоге»

2.                  Профилактика правонарушения, ПДД, пожарная безопасность.

3.                  Безопасность в сети Интернет

4.                  165 –летие русского писателя со дня рождения Л С.Я.Маршак

5.                  Работа с текстом

6.                  Видеосалон «Урок безопасности» (просмотр детского фильма «Один дома…»)

7.                  Игры «Веревочка», «Карабас»

День седьмой

«День, посвященный к году театра»

 

1.                  Минутка здоровья «Чем вредно переедание»

2.                  2019 – год театра в Республике Алтай

3.                  Театрализованные игры «Ералаш» (конкурс сценки «Добро побеждает зло»)

День восьмой

«День удачи»

 

1.                                          Минутка здоровья. «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

2.                                          День памяти В.И. Чаптынова.

3.                                          Работа с текстом

4.                                          Развлекательная программа «Слабо»

5.                                            Игры «Да и Нет не говори», «За